ГРЕХИ РАЗВРАЩАЮТ РАЗУМ
قال ابن القيم – رحمه الله – في بيان آثار المعاصي - :
ومنها : أن المعاصي تُفسد العقل ، فإن للعقل نوراً ، والمعصية تطفئ نور العقل ، ولا بد ، وإذا طُفئ نوره : ضعف ، ونقص ، وقال بعض السلف : " ما عصى اللهَ أحدٌ حتى يغيب عقلُه " ، وهذا ظاهر ، فإنه لو حضر عقله : لحجزه عن المعصية ، وهو في قبضة الرب تعالى ، أو يجهر به ، وهو مطلع عليه ، وفي داره ، على بساطه ، وملائكته شهود عليه ، ناظرون إليه ، وواعظ القرآن نهاه ، ولفظ الإيمان ينهاه ، وواعظ الموت ينهاه ، وواعظ النار ينهاه ، والذي يفوته بالمعصية من خير الدنيا والآخرة : أضعاف أضعاف ما يحصل له من السرور واللذة بها ، فهل يُقدم على الاستهانة بذلك كله والاستخفاف به ذو عقل سليم ؟! .
Ибн аль-Кайим (да помилует его Аллах) сказал, описывая последствия греха:
" Грех развращает разум (акъль). Разум - это свет, и грех неизбежно гасит свет разума. Если его свет гаснет, то он становится слабым и несовершенным. Один из саляфов сказал: "Кто бы ни ослушался Аллаха - теряет свой разум." Это очевидно, потому что, если бы его разум присутствовал, то это удержало бы его от совершения греха, в то время, как он находится под властью Господа, Велик Он! Как человек мог бы совершить грех открыто, когда Он смотрит на него и Его ангелы свидетельствуют о нем и наблюдают за ним? Ведь учение Корана, полнота его веры, воспоминание о смерти и огонь ада запрещают ему (грех). Благо этого мира и последующего в том, что человек печалится по причине греха во много раз больше, чем от удовольствия, которое он может получить от него. Может ли кто-либо, относящийся легкомысленно ко всему упомянутому, считаться обладателем здравого ума?"
الجواب الكافي لمن سأل عن الدواء الشافي " ص 39